Перейти к содержимому

Периодичность и виды технического обслуживания медицинской техники

     Для соблюдения норм эксплуатации медицинской техники и сохранения ее эксплуатационного ресурса на наиболее продолжительный срок рекомендуется проводить полный спектр работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования в точном соответствии с нормативами, заданными сопутствующей инструкцией.

    Виды технического обслуживания медицинской техники напрямую зависят от типа оборудования, в связи с чем комплекс мероприятий по обслуживанию уникален для каждого вида техники, представленной в клинике, а также может отличаться в зависимости от рекомендаций производителя.

    Выполняя техническое обслуживание медицинской техники, независимо от сложности оборудования, опытный инженер в любом случае ответит на интересующие Вас вопросы, но ориентироваться в данной теме просто необходимо.

    Сроки и периодичность технического обслуживания медицинской техники

    Периодичность технического обслуживания медицинской техники устанавливается сопутствующей документацией и зависит от установленных временных рамок и/или выработки ресурса техники.

    Этот срок определяется такими параметрами, как:

    • Вид техники,  
    • График работы персонала (интенсивностью использования)
    • Состояние аппарата
    • Строгость предъявляемых требований

    График планового ТО может быть изменен в зависимости от состояния оборудования и прочих факторов по согласованию ответственного лица клиники и  специалистов сервисного центра, который выполняет обслуживание техники по договору (контракту).

    Типичная для большинства договоров периодичность техобслуживания

    • Ежемесячно
    • Поквартально
    • Каждое полугодие

    Другие периоды выбирают реже, но это всегда можно обсудить с представителями обслуживающей компании и найти подходящий для Вас вариант.

    Какой период для технического обслуживания выбрать?

    Иногда для выполнения плановых работ достаточно двух или четырех визитов инженера в год. Особенно это актуально для современной, новой техники. В других случаях, наоборот, стоит проводить ежемесячное обслуживание. Такой вариант подойдет для сложных аппаратов, для большинства образцов техники старше 2-3 лет, или как временное решение, если оборудование эксплуатируется в “пограничных” условиях. Например, если в кабинете ультразвуковой диагностики в течение какого-либо периода времени невозможно поддерживать рекомендуемые условия окружающей среды.

    Стоит также отметить, что периоды обслуживания нужно  выбирать с небольшим запасом. Это поможет в любых условиях защитить технику от непредвиденных проблем, ведь дополнительная страховка никогда не бывает лишней, а экономическая выгода такого обслуживания становится очевидной с учетом даже примерных цен на ремонт сложного медицинского оборудования.

    Какие виды технического обслуживания медицинской техники существуют?

    Мы можем выделить основные виды технического обслуживания медицинской техники, куда входят:

    1. Ввод в эксплуатацию;
    2. Контроль технического состояния;
    3. Плановое и текущее техническое обслуживание;
    4. Текущий ремонт

    Общие работы по техобслуживанию можно разделить и иначе:

    1. Текущее ремонтное обслуживание
      1. Плановое техническое обслуживание
      2. Корректирующее ремонтное обслуживание
    2. Профилактические работы
      1. Плановые ремонты по графику
      2. Ремонты по состоянию
    3. Реабилитация оборудования
      1. Модернизация
      2. Реконструкция

    Ввод медицинской техники в эксплуатацию

    Ввод медицинского оборудования в эксплуатацию включает ряд мероприятий, в основном, ввод в эксплуатацию регламентируется эксплуатационными документами и инструкциями. В большинстве случаев ввод в эксплуатацию требует выполнения последовательности:  распаковка, установка, сборка и первичная калибровка техники. Подразумевается, что у клиники уже есть подготовленное помещения, которое полностью соответствует требованиям. Если подготовка и оснащение помещения еще только предстоит, представители сервисной компании могут проконсультировать Вас и подскажут наиболее подходящий вариант.

    Контроль технического состояния оборудования

    Контроль состояния медицинской техники – первое звено в цепочке нормативного технического обслуживания, по его результатам специалисты сервисного центра принимают решение об изменении периодичности технического обслуживания, замене компонентов, чистке или ремонте.

    Контроль состояния техники могут выполнять и сотрудники клиники: это врач или штатный инженер. Для такого контроля потребуются как минимум базовые знания устройства и принципов работы оборудования. Специалисты обслуживающей компании в любом случае подскажут Вам необходимые нюансы, но часто надежнее пригласить специалиста в клинику, особенно, если есть хоть малейшее подозрение на неисправность аппарата.

    В нормативный контроль обычно входят

    • Визуальный осмотр оборудования на предмет повреждений,
    • Качество сборки
    • Надежность крепления  отдельных компонентов и самой техники
    • Также проверка качества работы.

    Периодичность технического обслуживания медицинской техники, указанная в документе по эксплуатации, также указывает нормы по плановому контролю, который выполняется инженерами сервисного центра в соответствии с нормами, установленными документацией, но не реже одного раза в год.

    Внеплановый контроль выполняется специалистами сервисного центра в двух случаях: после введения оборудования в эксплуатацию при приеме или долгом перерыве в работе, либо при обнаружении персоналом признаков, которые могут свидетельствовать о повреждении техники.

    Техническое обслуживание

    Виды технического обслуживания медицинской техники можно разделить на плановое, и внеплановое обслуживание эксплуатируемого оборудования.

    Плановое обслуживание

    В плановое обслуживания могут входить операции по замене износившихся узлов (таких как фильтры), расходных материалов, калибровке датчиков и чистке, а также прочие действия, установленные документацией и выполняемые в рамках указанных календарных сроков.

    Внеплановое обслуживание

    Внеплановое обслуживание выполняется по итогам контроля состояния техники, если при осмотре или проверке был подтвержден факт износа, загрязнение или прочие признаки, при которых нормальная эксплуатация медицинской техники невозможно.

    Ремонт

    Среди прочих видов обслуживания медицинской техники следует особенно выделить ремонт (восстановление мед. техники).

    Не смотря на то, что  прочие работы и ремонт часто отделяют друг от друга, именно этот вид обслуживания требует к себе наиболее приствольного внимания как со стороны специалистов сервисного центра, так и со стороны врача и штатного инженера.

    Стоит отметить, что необходимость ремонта, как и перечень требуемых работ, устанавливается специалистами сервисного центра, выполняющими плановое обслуживание техники согласно договору, однако предпосылки могут быть выявлены и в штатном режиме использования оборудования персоналом клиники.

    Ремонт оборудования может выполняться как “на месте”, так и в сервисном центре. Большая часть медицинского оборудования, в зависимости от характера проводимых исследований, обязательно проходит послеремонтную проверку, которая также устанавливается эксплуатационной инструкцией.

    Поскольку ремонт полностью ложится на плечи сервисного центра, от руководства клиники требуется контроль за выполнением проверки и первичной настройки. Если тот или иной узел медицинской техники был заменен, со стороны сервисного центра на него предоставляется гарантия;если оборудование было восстановлено без замены блоков, гарантия предоставляется на выполненные работы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *